Основная образовательная программа доу. Основная образовательная программа дошкольного образования Примерная программа дошкольного образования

Основная образовательная программа доу. Основная образовательная программа дошкольного образования Примерная программа дошкольного образования

К будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО. На сегодняшний день федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ находится в стадии разработки. Сайт реестра: fgosreestr.ru

Проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования размещены на сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») : www.firo.ru . Однако, официальный статус эти программы получат только после включения в реестр. На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Материал nsportal.ru

Гризик Т. И. «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. ФГОС» | Образование ДОШКОЛЬНИКА

Данный товар является частью учебно-методического комплекта (УМК) «Программа «Радуга»»

Нет в продаже

Программа «Радуга» разработана по заказу Министерства образования РФ и используется в дошкольных образовательных учреждениях более 20 лет, прошла апробацию в разных регионах России и подвергалась независимой экспертизе.

Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка.

В 2014 году примерная основная образовательная программа «Радуга» была переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Обновлённая «Радуга» предназначена для работы с детьми в возрасте от 2 месяцев до 8 лет и направлена на реализацию всех пяти образовательных областей, определённых Стандартом, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.

Она обеспечивает позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья, а также формирование предпосылок учебной деятельности. Программа реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, индивидуализации образовательного процесса, поддержки детской инициативы в различных видах деятельности. Программа поможет педагогам организовать работу в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования и обеспечить системную подготовку к последующей ступени образования – школе.

Переработанная программа позволит практическим работникам дошкольного образования в переходный период в отсутствие экспертизы примерных образовательных программ дошкольного образования начать внедрять в практику работы дошкольной организации Стандарт дошкольного образования и скорректировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.

Предисловие к книге Гризик Т. И. «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. ФГОС»

Примерная основная образовательная программа как средство реализации ФГОС дошкольного образования

Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) является следствием принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором за дошкольным образованием впервые закрепляется статус уровня общего образования в системе непрерывного образования Российской Федерации.

В новом законодательстве Российской Федерации об образовании образование декларируется как общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства, рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества и как ресурс его развития.

Стандарт дошкольного образования принимается в России впервые. Он является наукоёмким и отражает современные достижения отечественной и мировой психологической и педагогической науки и практики. Стандарт позволяет, с одной стороны, утвердить и защитить специфику дошкольного детства как психологически особого периода развития ребёнка, а с другой - обеспечить целостность и преемственность системы российского образования.

Цель ФГОС ДО - выразить запросы, предъявляемые к образованию государством, обществом и семьёй в интересах растущей и развивающейся личности. В самом общем виде они выглядят так:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • обеспечение вариативности содержания программ дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования фиксирует совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В его основе лежат следующие принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников организации) и детей;

3) уважение к личности ребёнка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Стандарт включает в себя требования к:

  • структуре основной образовательной программы дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой дошкольной организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учётом Примерных основных образовательных программ, и её объёму;
  • условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
  • результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

ФГОС ДО является также основой для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, которые, в свою очередь, используются дошкольными организациями в качестве обязательной части своей образовательной программы.

Таким образом, следуя положениям Стандарта дошкольного образования и нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», примерная основная образовательная программа должна соответствовать ФГОС ДО и обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, а также должна быть направлена на решение задач, установленных Стандартом, и на:

  • создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Примерная основная образовательная программа «Радуга» (далее - Программа «Радуга») создана как психологически ориентированная программа. Перечисленные выше принципы были положены в её основу при создании, и в настоящий момент новая редакция Программы «Радуга» использует многолетний продуктивный опыт реализации на практике этих принципов во всех регионах России (Краснодар, Ставрополь, Мурманск, Пермь, Вологда, Вятка, Псков, Нижний Новгород, Великий Новгород, Тольятти, Челябинск, Лангепас, Нижневартовск, Тюмень, Уфа, Нефтекамск, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре, Рязань, Тула, Тверь, Москва, Когалым, Якутск, Екатеринбург, Сочи, Курск, Орёл и др.) в самых разнообразных условиях. Программа «Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку в виде комплекта, включающего в себя:

  • описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
  • описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности - игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности;
  • формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам;
  • комплект пособий для детей по всем возрастным группам;
  • описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психолого-педагогических условий.

Вместе с тем данная редакция Программы «Радуга» представляет актуальные результаты работы авторского коллектива, которые отражают требования ФГОС дошкольного образования, потребности семьи и общества в развитии дошкольного образования, особенности социокультурной ситуации развития современного ребёнка.

«Радуга» - примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Иллюстрации к книге Гризик Т. И. «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. ФГОС»

Материал edu.shopping-time.ru

должно быть направлено на совершенствование ее деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека плана по физической культуре к примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

В картотеке представленны программные задачи и основные движения для дошкольников на весь учебный год....

Картотека ОРУ к примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

В картотеке представлены общеразвивающие упражнения для физкультурных занятий на весь год....

Отчет об организации развивающей предметно - пространственной среды группы в соответствии с учетом ФГОС ДО и примерных основной образовательной программой дошкольного образования. »

Отчет об организации развивающей предметно-пронстранственной среды группы для аттестации...

Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», «Детский сад 2100»

При организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении я учитываю максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, что способствует развитию личности каждо...

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года) . представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года) . представлен на основе примерной основ...

ПАМЯТКА для педагогов и родителей. "ИНФОРМАЦИЯ О ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20.05.2015г."

ИНФОРМАЦИЯО ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №2/15 от 20.05.2015г.) ...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни) , разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т. И. Бабаева, А. Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни) ,разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовател...

Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», «Детский сад 2100»

Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», «Детский сад 2100»...

Рабочая программа на первую младшую группу...

Для руководителя образовательной организации важно понимать, что основная образовательная программа дошкольного образования - инструмент реализации ФГОС ДО. Но ФГОС ДО коренным образом отличается от образовательных стандартов начальной, основной и старшей школы. Что, безусловно, задает особые рамки основной образовательной программы дошкольного образования.

Паспорт
основной образовательной программы дошкольного образования, ГБОУ школы №109 г. Москвы

1.1. Основополагающие документы для разработки программы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, в действующей редакции).
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» (№124-ФЗ, в действующей редакции).
4. Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
6. Постановление правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП (в действующей редакции) «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. - 2013. - 19.07 (№157).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. №118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный №4673).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384).
10. Устав ГБОУ «Школа №109 г. Москвы».
1.2. Государственный заказчик программы
Департамент образования города Москвы.
Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы.
Управа муниципального района Теплый Стан города Москвы.
1.3. Общественный заказчик программы
Конференция школы, представляющая коллектив педагогов, выпускников, обучающихся и их родителей ГБОУ «Школа №109 г. Москвы», в лице:
управляющего совета;
попечительского совета;
педагогического совета;
научно-методического совета;
административного совета;
методических объединений учителей и классных руководителей;
ученического совета;
родительского комитета;
совета трудового коллектива.
1.4. Авторы основных концептуальных идей программы и авторы-разработчики, составители и редакторы программы
Е.А.Ямбург (академик РАО, д.п.н., директор школы), В.А.Могилевская (заместитель директора, магистр управления), С.В.Шариков (руководитель проектного офиса «УчимЗнаем», профессор PhD (history), С.Д.Забрамная (куратор психолого-педагогической службы школы, профессор), Л.В.Нефедова (старший методист дошкольного отделения школы №109.) При разработке программы использованы методические рекомендации сотрудника ФИРО, кандидата педагогических наук Н.В.Немовой.
1.5. Научное руководство разработкой и реализацией программы
Осуществляется действительным членом РАО, доктором педагогических наук Е.А.Ямбургом с привлечением кафедр и лабораторий:
Московского городского психолого-педагогического университета;
Московского городского педагогического университета;
Московского педагогического государственного университета.
1.6. Исполнители программы
Администрация школы.
Педагогический, ученический и родительский коллективы школы.
Социальные партнеры школы.
1.7. Приоритетные стратегические цели школы
Подробно изложены в Концепции развития.
В основе ценности личностного универсального образования, призванные формировать у учащихся:
целостное гуманистическое мировоззрение;
вырабатывать у воспитанников полноценную российскую гражданскую идентичность (патриотизм, толерантность, гражданское самосознание), позволяющую быть готовым к ответственному самоопределению в стремительно меняющемся социуме;
обеспечить координированный рост свободы и ответственности личности, способной противостоять деструктивным и асоциальным процессам;
необходимые предпосылки целостного мировоззрения формируются в раннем детстве.

Приоритетные задачи ООП ДО
Соответствуют стратегическим целям школы, направлены на создание необходимых предпосылок формирования личности дошкольника. (Конкретное раскрытие задач - в целевом разделе «Программы».)

1.8. Источники финансирования программы
Текущее бюджетное финансирование.
Средства, выделенные на государственные работы для реализации социально значимых проектов.
Средства от приносящей доход деятельности.
Средства, предоставленные попечительским советом и социальными партнерами школы.

Аннотация
Основная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ООП ДО) ГБОУ «Школа №109 г. Москвы» (далее - школа) подготовлена педагогическим коллективом и утверждена педагогическим советом, управляющим советом.
Управление реализацией ООП ДО осуществляется школой самостоятельно с привлечением органов самоуправления (педагогический совет, управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательной организацией.
ООП ДО в соответствии с требованиями стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание дошкольного образования и включает парциальные образовательные программы, ориентированные на достижение воспитанниками личностных результатов, в том числе:
- программы развития психических функций дошкольников;
- программы раннего выявления проблем и особенностей развития ребенка (комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика);
- коррекционно-развивающие программы;
- программы когнитивного развития дошкольников;
- программу воспитания и социализации обучающихся на ступени дошкольного образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
- программы эстетического развития;
- программы, решающие задачи повышения мотивации учебной деятельности дошкольников, формирования у них первоначальных навыков исследовательской и проектной деятельности;
- программы постепенной практической реализации концепции инклюзивного образования;
- программы интеграции тех дошкольников, для которых русский язык не является родным;
- программы, удовлетворяющие социальные запросы населения микрорайона: группы краткосрочного пребывания, консультативная работа специалистов (психологов, дефектологов).
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- гибкий учебный план дошкольного образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; план внеурочной деятельности;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы дошкольного образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации;
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в образовательной организации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми учащимися основной образовательной программы дошкольного образования, конкретизируются и закрепляются в заключенном между ними и школой юридически обязывающем документе (договоре), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

1. Целевой раздел основной образовательной программы дошкольного образования
1.1. Пояснительная записка
Программа дошкольного отделения формируется с учетом возрастных психологических особенностей детей на основе ФГОС дошкольного образования. Ведущая парадигма - личностная.
К психолого-педагогическим особенностям данного возраста относятся:
- Активное созревание различных физиологических систем организма, центральной нервной системы.
- Появляются защитные механизмы и создаются предпосылки для систематического воспитания и обучения.
- Формируются сложные виды деятельности, ведущей из которых является игра.
Главными задачами дошкольного отделения являются гармоническое развитие каждого ребенка, укрепление физического и психического здоровья; создание условий жизнедеятельности, способствующих максимальному сенсорному, интеллектуальному, эмоционально-волевому развитию. Центральная задача - формирование психических функций. Для ее решения осуществляется социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Основная образовательная программа дошкольного образования имеет свою ярко выраженную специфику, существенно отличающую ее от основных образовательных программ иного уровня образования. Она служит механизмом реализации ФГОС дошкольного образования. Но новые стандарты задают лишь общие требования к результатам дошкольного образования, а в остальном выполняют рамочные функции. Следовательно, ключевые требования к основной образовательной программе дошкольного образования - ее вариативность, гибкость, мобильность, ориентация на образовательные потребности конкретных детей с учетом особенностей их развития. Перечисленные требования опираются на научную методологию.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Принципы и подходы основной образовательной программы дошкольного образования базируются на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и системно-деятельностном подходе А.Н.Леонтьева. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) назначение ООП определяется следующим образом: «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».
Обозначенные подходы позволяют сформулировать особенности основной образовательной программы дошкольного образования:
планируемые результаты дошкольного образования фиксируются не в качестве целей, а как целевые ориентиры;
целевые ориентиры отличаются от целей невозможностью их определения во времени, а следовательно, их получение к определенному сроку не может быть проверено в отличие от промежуточной аттестации по итогам освоения основной образовательной программы начальной школы;
в качестве результатов рассматриваются базовые характеристики развития личности ребенка. Знаниевые результаты не должны доминировать;
оценка развития детей происходит не на основе их сравнения с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития;
на основании результатов развития детей нельзя производить оценку работников детских садов.
Функции и задачи ООП ДО
Служит механизмом реализации стандартов.
Указывает способы достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Является основой для осуществления контроля и коррекции образовательного процесса.
Центральная задача программы - развитие эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка. Ведущая идея программы - поддержка детской инициативы. В этом состоит ее инновационный характер.
Инновационный характер программы, ее отличия от сложившейся практики:
создание условий для проявления активности самим ребенком;
новые функции взрослых, которые состоят не в организации деятельности ребенка «сверху», а являются поддерживающими, создающими условия для саморазвития;
включение детей в коллективное планирование своей деятельности с помощью взрослых и других сверстников (планирование с детьми общих значимых событий в течение недели, месяца, года);
проведение общих сборов по итогам значимых событий с элементами коллективной рефлексии;
создание гибкой, мобильной предметной пространственной среды, необходимой для различных сторон развития ребенка, включая детей с ОВЗ;
описание возможных способов самостоятельного использования ребенком объектов, материалов и предметов среды для приобретения опыта познания окружающего мира.
Реализация ООП ДО связана с целым рядом рисков.
Риски, возникающие в ходе реализации образовательной программы:
дефициты ресурсной базы: финансовые, материальные, научно-педагогические, кадровые;
задача психолого-педагогической поддержки каждого ребенка решается в условиях переполненных групп детского сада;
разрозненные парциальные программы, используемые в работе с детьми, не соответствуют друг другу и потому не дают синергетического эффекта;
традиционное планирование и организация жизнедеятельности детей входят в противоречие с инновационными подходами ООО ДО.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ДО
Целевые ориентиры в раннем возрасте
К трем годам ребенок:
интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие со сверстниками окрашено яркими эмоциями;
в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, владеет простейшими навыками самообслуживания;
любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку, проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления, охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и пр.);
с удовольствием двигается - ходит в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения программы
К семи годам:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении и других видах детской активности. Способен выбрать себе род занятий и участников по совместной деятельности.
Ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, следует игровым правилам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания. Владеет построением речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Целевые ориентиры, представленные в программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются непосредственным основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Оцениваются:
- качества условий образовательной деятельности (психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические);
- разнообразие вариантов образовательной среды;
- организация психолого-педагогической поддержки детей;
- система мониторинга динамики развития детей и их образовательных достижений, включающая педагогическую и психологическую диагностику, зафиксированную в карте развития ребенка;
- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
- создание оснований преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Программой предусмотрены следующие уровни оценки качества:
диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми;
внутренний аудит, самооценка организации;
внешняя оценка организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

2. Содержательный раздел
1.1. Содержание психолого-педагогической поддержки детей
Большое влияние на характер всего последующего развития оказывает психолого-педагогическая поддержка детей в раннем возрасте.
Новообразованием этого возрастного этапа является появление у ребенка прямохождения, ходьбы, которые расширяют его возможности ознакомления с окружающим миром. Идет бурное двигательное развитие. Формируются предметные действия, появляется конструктивная деятельность (по подражанию, способом проб и ошибок, на основе зрительного соотнесения с учетом величины и формы). Идет накопление словарного запаса, становление регулирующей функции речи. Важную роль в этом возрасте играет общение со взрослыми. Дети к трехлетнему возрасту уже начинают понимать и действовать по речевой инструкции. Наблюдается желание действовать самостоятельно, но не всегда эти желания соответствуют реальным возможностям ребенка, что приводит к негативным поведенческим реакциям. Наступает кризис трехлетнего возраста.
В этот период в процесс сопровождения активно включаются педагоги и психологи, которые помогают родителям предотвратить закрепление в поведении детей отрицательных форм эмоционального реагирования. Они показывают родителям приемы, позволяющие предупредить возможные формы истерических реакций, упрямство и т. п.
Сопровождение включает в себя обязательный контроль за состоянием здоровья ребенка и динамики его психического развития.
Все показатели ребенка (группа здоровья), качественные характеристики его достижений и особенности в физическом двигательном, речевом, умственном, эмоциональном развитии и т. д. фиксируются в карте развития ребенка на бумажных или электронных носителях. (Ответственность за защиту личных данных несет школа.) Это обеспечит детям более благоприятный переход на следующий возрастной этап - дошкольный.
Дошкольный возраст (3-7 лет) характеризуется активным созреванием различных физиологических систем организма, центральной нервной системы. Появляются защитные механизмы, и становится возможным систематическое воспитание и обучение. Формируются сложные виды деятельности.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится игра. Постепенно от выполнения отдельных игровых действий к 6-7 годам дети переходят к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, отображая отношения между людьми. В процессе игры совершенствуются умения (одевание куклы, мытье игрушечной посуды, расчесывание волос и т. д.), расширяется кругозор детей, формируется представление об окружающем мире. Растет познавательная активность, формируются высшие психические функции: восприятие, память, мышление, речь. Особенно бурно развивается речь: совершенствуется звукопроизношение; расширяется пассивный словарь и возрастает объем активного словаря; используются грамматически сложные речевые конструкции. Дети к началу школьного обучения уже производят простейшие мыслительные операции; начинают выделять главное в предметах, явлениях; сравнивают предметы, устанавливают сходство и различие; устанавливают причинные зависимости и делают простые умозаключения; создают сюжетные изображения, конструкции. Память приобретает осмысленный характер.
Через совместную с детьми и взрослыми игру, предметную деятельность происходит усвоение общественного опыта, усвоение норм и правил поведения; закладываются качества личности (нравственные, эстетические и др.). К 6-7 годам дети способны регулировать собственные действия. Начинают понимать и принимать точку зрения собеседника, умеют слушать и подчиняться, используют речь, чтобы договориться с ним.

Продолжение следует

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский

Основная образовательная программа дошкольного образования - это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка - физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

Сайт федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ: fgosreestr.ru . На нем опубликована «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

На сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») www.firo.ru создан раздел «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета» / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой (Научный руководитель Е. А. Хамраева)
Часть 1 Часть 2
Издательство «Ювента»: uwenta.ru

Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой (Научный руководитель Л.Г. Петерсон)
Сайт ЦСДП «Школа 2000…»: www.sch2000.ru
Издательский дом «Цветной мир»: цветной мир. рф

Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
Раздел Стр.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 6
1.2. Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров 8
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 10
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 11
2.3. Модель поддержки детской инициативы и формирование культурных практик 13
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 14
2.5. Иные характеристики содержания Программы 19
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы 25
3.2. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания 26
3.3. Формы работы с участниками образовательных отношений 32
3.4. Организация образовательного воспитательного процесса 33
3.5.. Организация режима пребывания в ДОУ 35
3.6. Годовой календарный график МКДОУ 36
3.7. Особенности традиционных событий и праздников 49
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 52
3.8. Комплексно-тематическое планирование 61
IV. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация Программы 95
V. Контроль за реализацией программы 108
VI. Механизм реализации программы 112
Приложение 115

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Обязательная часть

Основная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей села Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (приказ МО и науки РФ от 30 .08.2013 г. № 1014);

ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155)

- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», под. редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

Программа включает в себя 2 части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Каждая часть Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный .

1.1.1. Цели и задачи по реализации Программы

  • Обязательная часть

Цель программы : создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи Программы :

Развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

Формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

Воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации ООП определены на основе анализа ФГОС, программы «Детство», предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится ДОУ.

Цель ООП – разностороннее и целостное развитие ребенка, обеспечение формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи реализации ООП :

  • Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие.
  • Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих возможностей детей, для формирования предпосылок к учебной деятельности.
  • Обеспечить равный доступ к образованию всех воспитанников ДОУ с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
  • Формировать интеллектуальный потенциал детей, развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через реализацию парциальных программ и технологий.
  • Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей.

1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы:

  • Обязательная часть

Принципы и научные основы программы «Детство» (с.9)

  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса .

Принципы формирования ООП

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитие человека (самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду)
  2. Личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
  3. Уважение личности ребенка.
  4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основными подходами к формированию Программы являются

- системно-деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;

- культурно-исторический подход, предполагает переход от одного качественного состояния к другому в направлении совершенствования.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Сведения об учреждении.

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей с. Некрасовка Хабаровского района Хабаровского края.

Адрес электронной почты :

Сайт :

Контактные телефоны :

Режим работы ДОУ 10 часов 30 минут при пятидневной рабочей неделе, с 7ч.30 мин до 18.00 часов.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (на русском языке).

Дошкольное образование в казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида №1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - ДОУ) осуществляется в соответствии с настоящей образовательной программой дошкольного образования.

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:

  • Лицензия на образовательную деятельность №
  • Лицензия на дополнительную образовательную деятельность №
  • Свидетельство о государственной аккредитации№
  • Устав ДОУ

Анализ педагогического коллектива

Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив педагогов ДОУ составляет 24 человека:

заведующая – 1

старший воспитатель – 1

музыкальный руководитель – 2

педагог-психолог – 1

учитель-логопед – 1

инструктор по физической культуре – 1

воспитатели – 18

В учреждении работает более 50% педагогов со стажем работы свыше 20 лет, прошли основные этапы становления детского сада, являются инициаторами инноваций в ДОУ.

Наши педагоги:

Имеют звание «Почетный работник общего образования - 2 человека

- «Отличник народного просвещения» - 1 человек;

Награждены Почетной грамотой Министерства образования - 2 человека;

Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обслуживающего персонала.

Все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации. 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по введению ФГОС ДО, имеют образование по специальности «Дошкольная педагогика», 92% педагогов владеют навыками пользователя ПК. Также педагоги повышают свой профессиональный уровень через посещения районных методических объединений, прохождение процедуры аттестации, самообразование, участвуют в конкурсах различных уровней, что способствует повышению профессионального мастерства, положительно влияет на развитие ДОУ.

Анализ контингента детей

В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности.

В дошкольном учреждении функционирует 12 групп, все группы укомплектованы по одновозрастному принципу. Разделение на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, имеющими в целом сходные возрастные характеристики, и позволяет более эффективно решать задачи по реализации программы

1-я младшая группа – 2 (50 детей)

2-я младшая группа – 2 (54 ребенка)

Средняя группа – 3(66 детей)

Старшая группа – 2 (51ребенок)

Подготовительная группа – 3 (63 ребенка)

«Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста» (с. 13. Программы «Детство»)

1.2. Планируемые результаты освоения программы в виде

целевых ориентиров.

  • Обязательная часть:

Планируемые результаты освоения программы «Детство» (ст.42).

  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Дети . Целостное и разностороннее развитие – интеллектуальное, физическое, эмоционально-личностное, социальное, художественно-эстетическое; социализация, освоение общечеловеческих ценностей, любовь к родному селу.

Педагоги . Повышение педагогического мастерства; овладение педагогическими технологиями; ориентирование в образовательном пространстве.

Родители . Активное участие в образовательном и воспитательном процессе ДОУ.

Детский сад . Повышение качества педагогического процесса, имиджа в селе.

Система педагогической диагностики

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)

Результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. Индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития);
  2. Оптимизация работы с группой детей;

Воспитатели и специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику 2 раза в год на основе методики диагностики педагогического процесса Н.В.Верещагиной, по итогам диагностики проводятся педагогические советы. На основе полученных результатов выстраивается индивидуальный маршрут ребенка.

Полную версию работы можно .

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это обязательный документ, который должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа дошкольного образования является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ, в котором каждое учреждения определяет цели образовательной деятельности, её содержание, применяемые методики и технологии, формы организации воспитательно-образовательного процесса. Назначение ООП ДО определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, составленный на основе одной из примерных основных образовательных программ и учитывающий логику развития самого образовательного учреждения, его возможности, образовательные запросы основных социальных заказчиков -родителей (законных представителей).

Программа должна быть направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Пункт 2.7. стандарта – говорит о том, что содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность)

Программа содержит основные 3 раздела:

Целевой раздел (пояснительная записка, цели и задачи, планируемые результаты реализации программы)

Организационный раздел – материально-техническое обеспечение, методические материалы, распорядок дня, праздники, события и т.д.

Очень важно, чтобы в разработке основной образовательной программы принимали участие все педагогические работники ДОО, поскольку работать по этой программе должны будут также все педагоги ДОО. И чтобы воспитатели и педагоги понимали, что от них «хотят» и какое содержание собрано в образовательной программе, они должны непременно стать и разработчиками ООП ДО.

Годовой план

План работы на учебный год (годовой план) является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система конкретных мероприятий для решения задач в конкретном учебном году, методику их реализации, состав исполнителей и т.д. Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

В годовом плане работы ДОО определены:

 конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

 система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

 формирование опыта работы педагогов,

 внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

 в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

 в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

 в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;

 в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

Основные разделы годового плана работы ДОО

1. Анализ работы за прошедший учебный год.

2. Задачи на предстоящий учебный год

3. Система работы с кадрами:

 обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

 подготовка к аттестации и аттестация;

 посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;

 самообразование педагогов.

4. Организационно-педагогическая работа

 Работа творческих групп.

 Подготовка и проведение педагогических советов.

 Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта (мастер-классы, открытые просмотры и т.п.)

 Участие в конкурсах и смотрах.

5. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля за образовательным процессом (оперативный, тематический, ДРК и др.).

6. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.). Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Создание банка данных о семьях воспитанников. Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

7. Административно-хозяйственная работа. Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОО: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред и др.

Перспективные и календарные планы педагогических работников



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными