«Креативный» НЕ равно «Творческий». Вы не знали? Ч.3

«Креативный» НЕ равно «Творческий». Вы не знали? Ч.3

Марина Никитина

Слово «креативность» произошло от английского «create» – творить, создавать. Понятия «креативность» и «творчество» иногда используются в речи как слова-синонимы, но между ними есть разница.

Креативность – это способность создавать оригинальные идеи, решать стандартные задачи нестандартным образом. Творчество – это создание уникального, авторского творения, продукта творчества.

Креативность рождает идеи, творчество претворяет их в жизнь.

Природа креативности

Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, генерирующей абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – способность мыслить творчески, креативно.

Умение видеть проблемную ситуацию нестандартно, с новой стороны, под другим углом говорит о том, что человек использует креативный подход в мышлении. Креативное мышление – основа творческого процесса.

Если у человека есть врожденный талант, то креативность определена генетически и физиологически. Творческий человек всегда мыслит креативно. Креативность и творчество сочетаются в личности и обуславливают друг друга.

Традиционно способность мыслить нестандартно и творчески определяют как функцию правого полушария головного мозга. Если правое полушарие доминирует над левым, у человека правополушарный тип мышления, определяемый как «Художник».

В детстве, когда еще не усвоены нормы, правила, шаблоны и стандарты мышления, люди мыслят креативно. У детей хорошо , воображение, смекалка. Они выдумщики и фантазеры. Во взрослом возрасте люди чаще копируют и воспроизводят уже имеющиеся идеи, отказываясь от собственных.

Взрослым людям нужно активизировать творческое мышление, которое часто подавляется логикой, чтобы открыть и реализовать скрытый личностный потенциал.

Креативность помогает в личной жизни справляться с трудностями и кризисными этапами, в профессии – стать успешным и востребованным специалистом.

Творческое мышление обязательно для специалистов сферы искусства и культуры и ценится в других сферах человеческой деятельности.

В сферах жизни, где присутствует конкуренция, креативность ценится как возможность выгодно выделиться, найти нужную нишу в обществе. Она прописывается в резюме, отзывах, рекомендациях, при составлении психологического портрета как важная личностная характеристика.

Творческая креативность прогрессивна, конструктивна и позитивна. Итогом творческого процесса становятся открытия, изобретения и рационализаторские предложения.

Характеристика творческого мышления

Создание новых идей невозможно без участия в процессе мышления других психических познавательных процессов.

Креативность обуславливают три психические процесса:

Воображение. Способность создать образ, визуализировать идею и управлять ею. Творческий человек мыслит образами, сопоставляет и изменяет воображаемые картины. Они рождаются в сознании человека, словно сами по себе, когда он вдохновляется идеей создать нечто новое. Но любой мыслительный образ это продукт деятельности мозга, даже если она бессознательная.
Внимание. Креативный человек любознательный, умеет заинтересовываться. Он видит нестандартно привычные вещи потому, что рассматривает их внимательно, подробно, полноценно. Творческие способностиможно развивать только тогда, когда присутствует живой интерес к конкретному виду деятельности.
Память. Творческий процесс предполагает багаж знаний и опыта, которые можно вспомнить и проанализировать. Прошлый опыт накладывает отпечаток на настоящее. Скрытые воспоминания неожиданно всплывают, преобразовываются и дополняются творческими идеями.

Развивая воображение, внимание и память, человек развивает креативность и творческие способности.

Креативность включает особенности творческого мышления:

беглость – это скорость мышления, генерация множества идей в короткий промежуток времени;
оригинальность – способность мыслить неординарно, по-новому;
гибкость – умение использовать разные способы генерации идей и быстро переключаться;
открытость и восприимчивость – готовность воспринимать и изучать новую информацию;
образность – способность создавать целостные идеи, единый образ, картину;
абстрактность – способность обобщать, создавать сложносоставное общее на основе частного и простого;
детальность – способность подробно изучать, детализировать изучаемый объект;
вербальность – способность рассказать, обозначить словами идею;
стрессоустойчивость – способность придумать нечто новое в стрессовой, необычной ситуации.

Эти критерии креативности отличают ее от шаблонного, типичного мышления.

Развитие креативности

Креативность мышления и творческое отношение к жизни помогают . Креативность развивает личность, интеллект, эмоционально-волевую сферу, способности.

Развитие креативности предполагает , испытывать себя в творческой деятельности, заниматься тренировкой познавательных процессов (внимания, воображения, памяти).

Упражнений по развитию креативности множество. Классический пример: придумать как можно больше новых функций определенного предмета. Как и где еще можно использовать вилку, чашку, карандаш и другие бытовые предметы? Придумывая варианты, включить фантазию и отключить логику.

Творчество алогично, удивительно, восхитительно, и иногда кажется бессмысленным.

Творческий человек отключает внутренний контроль, выходит за рамки привычного, ловит всплывающие в сознании мысли, чувства, образы и преобразовывает их в идеи.

Упражнения, развивающие креативность:

Связать несвязное. Выбрать наугад два случайных предмета и попытаться найти сходство между ними. Какой один предмет получится при слиянии двух? Как им пользоваться? Можно соединять два разных, случайно выбранных слова и составить связный рассказ.
Несуществующее животное. Это проективная методика, которая диагностирует качества личности и уровень креативности. Нужно нарисовать животное, которого нет в природе, «сотворить» новое существо. Если тренироваться рисовать нечто новое, неизвестное, фантастическое, развивается креативность мышления.
Письмо наоборот, чтение или произношение слов с конца в начало. Это популярная детская игра. Слово «творчество» превращается в «овтсечровт». Чем длиннее слово, тем сложнее выполнять задание.

Интересный факт. Люди, пишущие левой рукой чаще, чем те, кто пишет правой, становятся творческими личностями. Так как левую часть тела контролируется правое полушарие, если писать левой рукой, развивается образное мышление, воображение, интуиция.

Чтобы стать креативным человеком нужно учиться находить новое в привычном, почаще фантазировать, мечтать, воображать.

Занимаясь творчеством, нетворческий человек развивает креативность. Рисование, лепка, кулинария, конструирование и другая деятельность, предполагающая создание нового продукта своими руками и умом, совершенствует способность мыслить нестандартно.

23 марта 2014, 15:53

Это слово мы слышим все чаще и чаще. Нередко в резюме можно встретить формулировку: "креативный и оригинальный". Еще не до конца, но мы знаем, как это влияет на восприятие нашим потенциальным работодателем. Однако, на самом деле, что такое креативность? И с чем ее едят?

Согласно словарю, творчество - это "создание чего-то нового и оригинального". Расширяя и дополняя определение того, что такое креативность, можно утверждать, что это "психический процесс, деятельность, которая влечет за собой создание новых идей, концепций, или новые ассоциации, взаимосвязи с уже существующими идеями и концепциями". приводит к подлинно новаторским и эффективным решениям. Многие полагают, что термин "творчество" определяет то, что такое креативность в полном смысле. Это, по сути, просто способность создавать нечто новое.

Чем же отличается человек, который считается творческим, от всех остальных?

В своей работе "Творчество, креативность или постоянное нарушение?" психологи, занимающиеся этой проблематикой, указывают на то, что во многих странах используется слово "творческий" ("Creatifs", "creative", "Creativo"). Именно с точки зрения креативного самовыражения и творчества.

Однако, нельзя путать основные понятия. Существуют значительные различия между креативностью и креативность? Это функция, которая может характеризовать и и объект ее усилий (новые постеры к фильму, например, креативны). Тогда как творчество - скорее, процесс, своего рода явление, обещание, в то время как конкретная работа, как правило, связана с определенными решениями.

Очень часто бывает так, что мы указываем черты характера в резюме только потому, что так требуется. Неудивительно, что это будет иметь значение и для нашей работы, и для наших работодателей. Даже если нам кажется, что мы - мы представляем креативные резюме, на самом деле это может быть далеко не так. Существует негласный принцип: чем больше вы стараетесь, тем хуже вы выглядите. Поэтому следует очень хорошо продумать о том, как и в какой форме преподнести работодателю наши творческие способности. Что такое креативность в понимании потенциального шефа? Это умение мыслить нестандартно, находить выход из трудной ситуации, импровизация при поиске новых решений старых проблем.

Работодатель потребует от вас интересных предложений для решения проблемы и умения быстро справиться со сложной ситуацией. Поэтому, составляя резюме, не переборщите. Одно дело, когда вы преподносите себя, как человека свободной копирайтера, журналиста). В этом случае уместно все: креативные флешки на деловой встрече, нестандартное резюме, забавный сайт, который создан вопреки всем шаблонам. Но другое дело, если вы устраиваетесь менеджером среднего звена или даже просто рядовым сотрудником в государственное учреждение. Тут ваше резюме будут просматривать работники отдела кадров, которые могут быть очень далеки от полета мысли и любые "странности" просто отклонят без указания причины.

Тем не менее, всегда стоит упомянуть о том, что вы можете создавать новые произведения (пусть это будет программа или проект), усовершенствовать процесс и процедуры. Вообще говоря, весь ваш опыт, который говорит об "улучшении" любых показателей, будет воспринят позитивно. Работодатель потребует от вас повышения эффективности некоторых мер, создания новых текстов, проектов, идей, проработки деталей. Поэтому ему не нужно объяснять, что такое креативность - он знает, что именно поможет ему добиться процветания предприятия.

Существует и ряд способов развития К примеру, случайный ввод. Выберите основной элемент, который определяет проблему, а затем найдите совершенно случайные примеры, несколько слов из словаря. Далее мы будем рассматривать связь между ними. Это упражнение очень помогает активизировать Использование обратного мозгового штурма позволяет определенные задачи заменить противоположными обратными - когда мы отвергаем очередную версию, тем самым мы определяем, что является для нас наиболее важным.

Еще одна техника - это медленное постепенное записывание. К примеру, в течение определенного периода времени (30 минут, 1 час) мы записываем на листе бумаги только наши идеи, связанные с задачей, не думая о том, являются они разумными или нет. Не анализируйте. Такой подход к поиску решений широко используется в психологии успеха.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Креативность как способность к умственным преобразованиям и творчеству. Методики развития креативного мышления персонала предприятия. Характеристика процесса креативности. Тесты дивергентных способностей. Пути формирования креативности у персонала.

    реферат , добавлен 07.03.2012

    Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности. Языковые и художественные способности мужчин и женщин, их различия в познавательных способностях.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2013

    презентация , добавлен 18.06.2016

    Феномен понятия креативности в трудах зарубежных и отечественных психологов. Уровни и варианты отношения креативности с флексибильностью. Анализ результатов диагностики уровня креативности или творческих способностей с помощью методики Е. Торренса.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Понятие креативности и гендера в социальной психологии. Факторы гендерно-ролевой социализации человека. Методики изучения уровня развития творческого мышления взрослых. Организация исследования гендерных различий в процессе анализа креативности.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Теоретические подходы к понятию о креативности, характеристика данного процесса. Эмпирическое изучение креативности и темперамента: процедура и методики. Исследование особенностей невербальной креативности у студентов с разным типом темперамента.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2016

    Побудительные основания личности в юношеском возрасте по развитию социальной креативности: гендерно-мотивационный компонент. Оценка естественной потребности в творческом потенциале. Выделение специфических видов креативности. Общественная креативность.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2012

    Понятие креативности, основные подходы к ее изучению. Личностная и социальная креативность. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Психологические особенности подросткового возраста. Влияние креативности подростков на урегулирование конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2011

Способность человека к генерации новых идей в самых разных областях жизни можно и нужно развивать. Как стать творческой личностью?

По сути слова «креатив» и «творчество» - синонимы. Но термины «креативность» и «креатив» чаще используют в сфере рекламы, маркетинга, управления персоналом как аналог нестандартного подхода к бизнес-процессам. В то время как понятия «творчество» и «творец» больше приняты в области культуры и искусства.

  • Евгений Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»
  • Хью МакЛаод «Игнорируй всех, или Как стать креативным»
  • Рада Грановская «Творчество и конфликт в зеркале психологии»
  • Джона Лерер «Каждый из нас способен прийти к удачному решению»

С пользой для себя

Ценность проявлений креатива для общества заключается в создании нового, развитии конкуренции, оптимизации самых разных процессов. Но творчество полезно и для развития самого человека, потому что оно предполагает совершенствование себя, реализацию потребности в самовыражении.
Раскрыв в себе творческое начало, каждый из нас обретает большую уверенность, видит новые возможности, для того чтобы менять свою жизнь к лучшему.

От чего зависит креативность

Креативность - это не просто талант, это качество зависит от среды, в которой мы живем, воспитания, уровня образования, кругозора, разнообразия интересов. Все это определяет нашу интеллектуальную гибкость, способность мыслить в разных, подчас неожиданных ракурсах.
Нейрофизиологи выделяют такие факторы влияния на креативность, как развитие лобных долей мозга (отвечают за критический подход к стандартным ситуациям и способность адаптации к изменениям) и высокий уровень согласованности во взаимодействии обоих полушарий головного мозга (в этом случае при решении задачи, за которую у обычного человека отвечает одно полушарие, у одаренного работают оба).

Время для творчества

Творческие способности могут проявиться в человеке как очень рано, так и только во второй половине жизни, когда уже накоплен необходимый ресурс. Главное - не блокировать этот потенциал сознательно, убеждая себя в собственной заурядности. Ведь креативность можно проявлять в любом деле, создавая нечто новое, отличное от привычной действительности. Для того чтобы посмотреть на проблему свежим взглядом, можно использовать самые простые методы.

Рождение идеи: техники креативности

Техника № 1: метод от противного
На первом этапе этой методики вопрос ставится наоборот: что нужно сделать, чтобы НЕ ПОЛУЧИТЬ желаемый результат? На втором этапе все записанные способы преобразуются в зеркальном отражении.

Техника № 2: метод Уолта Диснея
Люди, обсуждающие ту или иную проблему, чтобы увидеть ее в разных ракурсах, друг за другом выступают в разных ролях: «мечтатель» выдает идею, «реалист» объясняет, как ее осуществить, а «критик» демонстрирует ее слабые места.

Техника № 3: метод ассоциаций
Проблема рисуется в центре листа (доски) в виде ствола дерева, и дальше она обрастает ветками - способами решения и всеми идеями, которые с ней связаны, пока не будет найден нужный вариант.

Техника № 4: метод метафор
Чтобы выйти за рамки привычного мышления, можно использовать метафоры. В процессе поиска проблем и способов их решения представьте себе объект в другом качестве. Компанию или ее отдел можно обсуждать с такой позиции: если бы это был автомобиль (ресторан, животное и т.п.), каким бы он был, какие у него сильные стороны, нравится ли он вам, что в нем можно изменить и т. д.

Техника № 5: метод фокусирования
Этот метод нацелен на поиск сути проблемы. Группа (или один человек) ищет ключевой фактор вопроса, от которого зависит все. Любыми способами. Например, при рекламе товара важно понять, что вы хотите продать человеку: страховой полис или ощущение уверенности? После этого генерировать идеи становится значительно проще.

Техника № 6: метод произвольно выбранных слов
Эту технику креативности можно использовать самостоятельно, а можно в группе. Нужно выбрать слово, произвольно ткнув пальцем на страницу книги или газеты. А дальше к этому слову подбираются ассоциации, связанные с вашей проблемой.

Техника № 7: метод определения диапазона
Для реализации этого метода нужно определить самую стандартную (консервативную) идею, а затем самую безумную - экстремальный вариант. Это и будут границы диапазона, которые необходимо наполнить другими вариантами.

Техника № 8: метод шаблона
Если у вашего вопроса есть четкие параметры, в рамках которых вы вынуждены действовать, их можно представить в виде таблицы, расчертив ее по графам. В верхнюю строчку, например, вносятся мероприятия, а в крайний левый столбик - участники. Далее идеи генерируются в каждой клетке шаблона исходя из заданных условий.

Техника № 9: метод шести шляп Эдварда де Боно
Этот способ (расширенный вариант метода Уолта Диснея) предполагает наличие шести шляп (или карточек) разного цвета, которыми участники обмениваются в процессе обсуждения идеи:

  • белая - только факты, максимум объективности;
  • красная - эмоции и личный подход;
  • черная - негатив и критика;
  • желтая - позитив и плюсы;
  • зеленая - все необычное, что приходит в голову;
  • синяя - решения и итоги.

Техника № 10: метод теннисного мячика
Подходит для работы в группе. Первый участник генерирует идею, следующий «отбивает мячик» - предлагает свой вариант, основанный на идее предыдущего участника. И так по очереди.

Эксперименты Марка Юнг-Бимана, нейробиолога, показали, что в хорошем
настроении мы гораздо лучше справляемся со сложными задачами, чем когда
раздражены или расстроены (веселые люди решают на 20% больше
словарных головоломок, чем грустные).

Развиваем творческий потенциал

Открытость миру
К рождению идеи может подтолкнуть все что угодно, поэтому нужно стремиться получать новые впечатления - пробовать себя в новых делах, менять обстановку, общаться с новыми людьми.

Работа над собой
Позвольте себе меняться - развивайте в себе те качества, которые вам бы хотелось иметь, и корректируйте недостатки, самостоятельно или с помощью психолога.

Тайм-ауты
Постоянная суета не способствует творчеству. Делать паузы для размышлений, особенно совмещенные с физической активностью , очень полезно.

Забота о других
Американские психологи выяснили, что мы мыслим более творчески, если делаем это за других. Мы вдохновляемся тем, что приносим пользу кому-то еще.

Американский психолог Пол Торранс приводит интересные данные:
около 60% выдающихся людей не демонстрировали школьных
успехов; креативность и одаренность, по его мнению, не
всегда вписывается в действующую систему образования.

Креативные умения

Большинство творческих людей имеют любимое дело, умеют видеть смешное во всех проявлениях жизни, черпают силы в своих переживаниях. Даже серьезные проблемы могут стать стимулом для креативного прорыва, если не замыкаться в себе.
Креативность можно развивать в процессе обучения и творческой деятельности. Но самое главное для ее развития - наличие у человека мотивации, то есть внутреннего желания творить, любопытства и любознательности по отношению к миру.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог: «Творчество - понятие более широкое, чем креативность. Однако зачастую эти понятия сливаются в единое, так как у них много общего.
В исследовании биографий 64 известных ученых была обнаружена одна общая для них черта: еще в детстве они приобщились к творчеству, к радости открытия и самостоятельного мышления. Очевидно, что именно в детском возрасте нестандартность мышления является доминирующей чертой. С возрастом мы обрастаем стереотипами, и наглядный пример тому - сказка о Маленьком принце, в которой Экзюпери рассказывает о своем детском рисунке и о том, что взрослые видели на нем только “шляпу”. Навык ухода от известных и знакомых ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей, т. е. черты креативного мышления, могут сложиться только в том случае, если есть возможность тренироваться на задачах и заданиях «открытого типа». Задачи этого типа предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным предлагать любые разумные решения проблем. Известно, что Гальвани, человек, открывший электричество, был медиком и обязан своему открытию «пробелами» в своих знаниях. Фарадей был сыном кузнеца и начал свою карьеру переплетчиком, а Морзе (создатель телеграфной азбуки) был художником.

Техник развития творческого мышления и креативности много. Например, Н. В. Рождественская использовала для развития креативности у студентов Академии театрального искусства методы арт-терапии и импровизации и обнаружила существенный прогресс по ряду показателей креативности.

Американские ученые Папалья и Оулдс (Papalia, Olds) дают ряд советов для развития креативности:
. сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи;
. не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди;
. старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрассудки и пр.);
. если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути;
. будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения;
. ищите объяснения странных и непонятных явлений;
. преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей;
. откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;
. чтобы “выдать на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма;
. при оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку».

Эксперт: Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог
Юлия Прохорова

Творчество - это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных и духовных ценностей. В зависимости от содержания деятельности различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

Выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;
реализует право личности на свободу, выход за пределы «обязательного»;

Является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.
Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде деятельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют оригинальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой личности является креативность.

Креативность - это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потребности в исследовательской активности.

Креативной личности присущи следующие свойства:

- когнитивные - чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;

- эмоциональные - высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;

- мотивационные - потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости;

- коммуникативные - инициативность, склонность к лидерству, спонтанность.

Креативность активно стала изучаться после опубликования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:

- конвергентное мышление - идет по одному руслу и находит только одно решение;

- дивергентное мышление - допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.

Дивергентное, то есть творческое мышление, и лежит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В отличие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:

- подвижность - способность мышления к обнаружению и постановке проблем; для творческих людей не составляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения;

- пластичность - творческие люди предлагают множество решений проблем, обладают семантической (языковой) спонтанной гибкостью; способны к генерированию большого количества разнообразных идей;

- оригинальность - способность мышления продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новое применение.

Творческой личностью не рождаются. Креативные способности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Ранняя подготовка к школе с преподавателем может способствовать появлению креативных способностей, но не является обязательным условием.

Основными параметрами творческой личности можно считать следующие:

Интеллектуально-творческая инициатива;
- жажда познания и преобразования;
- чувствительность к проблемам, ко всему новому;
- склонность к нестандартному решению задач;
- критичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков;
- самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными